Представьте ситуацию: ваши ученики с лёгкостью определяют координаты на карте, но теряются, когда нужно рассчитать масштаб или проанализировать статистические данные. Знакомая картина?
На уроках географии мы постоянно сталкиваемся с числами: масштабы, графики, диаграммы, расчёты расстояний, анализ демографических данных. Без уверенного владения математическими навыками даже самый интересный географический материал может превратиться в набор фактов, которые сложно осмыслить и применить.
Сегодня математическая грамотность — это ключевой навык, который помогает ученикам применять знания в реальной жизни. Она входит в состав функциональной грамотности — способности «включать» освоенные умения в самых разных контекстах: от бытовых расчётов до глобальных экологических или экономических вопросов.
Как же сделать так, чтобы математика не пугала, а помогала глубже понимать географию? Мы подготовили для вас подборку практических задач, которые помогут ученикам развивать математическую грамотность в контексте географических тем. Эти задания разработала Елена Гордополова, опытный методист и учитель географии, которая знает, как сделать уроки познавательными и по-настоящему полезными для жизни.
5 класс
- На карте изображён участок дороги между двумя сёлами. Масштаб карты — 1:100 000. Измерьте линейкой расстояние между сёлами на карте, а затем вычислите, каково реальное расстояние в километрах. Сравните эти расстояния.
- На карте изображён квадратный участок леса со стороной 4 см. Масштаб карты — 1:25 000. Вычислите площадь этого участка леса на местности (в квадратных километрах).
- Учёные установили, что Тихоокеанская плита движется в сторону Евразиатской. Скорость движения Тихоокеанской плиты около 10 см в год. Остров А находится на данный момент на расстоянии 5000 км от Евразии. Рассчитайте, через сколько лет остров А приблизится к Евразии.
6 класс
- Река течёт со скоростью 2 км/ч, а расстояние между двумя мостами по прямой — 10 км. Сколько времени потребуется воде, чтобы преодолеть это расстояние, если она течёт с постоянной скоростью?
- В первом посёлке проживает 2300 человек, а во втором — 1700 человек. Нарисуйте столбчатую диаграмму, сравнивающую население этих посёлков, и определите, на сколько процентов население первого посёлка больше населения второго.
7 класс
- Картограф фотографировал три города: А, Б и В. Известно, что между А и Б — 150 км, между Б и В — 100 км, а между А и В — 180 км. Постройте треугольник, отражающий взаимное расположение городов, и вычислите угол между направлениями из города А в города Б и В.
- В озере А содержится 500 000 кубометров воды. Если лето было жарким и за месяц испарилось 9 % воды, сколько воды осталось в озере?
8 класс
- В городе по результатам переписи населения мальчиков оказалось 53 %, а девочек — 47 %. Если всего детей 4000, сколько мальчиков и сколько девочек в этом городе?
- Плотность населения региона — 27 чел./км². Площадь территории — 2400 км². Вычислите общее население этого региона. Если планируется, что плотность увеличится до 35 чел./км², рассчитайте, на сколько человек увеличится численность.
- В результате миграции численность населения первого города увеличилась на 8 %, а второго — уменьшилась на 5 %. Начальное население обоих городов было одинаковое — по 120 000 жителей. Чему стало равно население каждого города после миграции? На сколько процентов население первого города превышает теперь население второго?
9 класс
На заводе по обработке руды за сутки производится 1,2 тыс. т концентрата. Сколько концентрата произведёт завод за февраль невисокосного года?
Эти задачи помогут ученикам не только закрепить математические навыки, но и увидеть их практическое применение в географии.
Автор: Е. С. Гордополова. Учитель географии, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»