
В данном материале мы поговорим об одном из примеров стратегии, которая позволяет эффективно и интересно для учеников обращаться к междисциплинарному подходу с использованием исторических атласов. Она подразумевает обращение к литературе, которая наилучшим способом совмещается с изучением истории.
Называется эта активность «Игра в стихи на исторической карте». Она поможет нам познакомить учеников с различными примерами поэзии и вместе с тем проверить их исторические знания, где инструментом будут выступать стихи.
Первый этап (подготовительный)
За несколько дней до занятия ученикам предлагается выбрать стихотворение любого поэта (или же учитель сам предоставляет большой список стихотворений, однако в таком случае исчезнет исследовательский компонент).
Задача ученика — подобрать стихотворение таким образом, чтобы в нём косвенно упоминалось какое-то исторические событие или географический объект, связанный с конкретным историческим событием.
Примеры таких стихотворений — «Бородино» (М. Ю. Лермонтов), «То, что я должен сказать» (А. Н. Вертинский), «Медный всадник» (А. С. Пушкин), «Бабий яр» (Е. А. Евтушенко), «Чёрное море» (Ф. И. Тютчев) и др.
Перед уроком ученики должны предоставить учителю краткую справку о стихотворении и историческом событии, с которым оно связано. В этой справке ученику следует ответить на вопрос: «Как автор относится к упоминаемому в его стихотворении историческому событию или персонажу?», а затем высказать своё мнение и оценить, насколько оно совпадает или не совпадает с мнением автора.
Таким образом, уже на этом этапе нашей стратегии мы получаем для учеников полноценное домашнее задание с элементами исследовательской работы и вопросами на развитие критического мышления, с анализом исторических источников (которыми в данном случае выступают стихотворения) и формулированием собственного мнения.
Второй этап
На уроке каждый ученик читает выбранное стихотворение. Остальные дети определяют, о каком месте или событии идёт речь, и заносят результаты в табличку. При этом, чтобы не давать подсказок, ученик не должен зачитывать название стихотворения и автора. Поэтому в табличке можно вписать имя ученика, который читает стихотворение, а в другой строке — место или историческое событие, которое он загадал этим стихотворением.
Затем ученики наносят это место на историческую карту (здесь лучше использовать сразу два атласа: для 9 класса и 10–11 классов, чтобы расширить круг выбранных стихотворений, но можно остановиться и на одном).
Ученики не только должны отгадать, о каком историческом событии идёт речь, но и знать, где происходило это событие на исторической карте и в какой период (важно нанести событие именно на ту карту, которая соответствует времени, когда оно происходило). Такая активность учит детей быстро ориентироваться в историческом атласе и находить необходимые точки и информацию на карте.
Третий этап
По желанию на следующем уроке можно обсудить такую важную тему, как восприятие исторических событий и периодов в различных стихах в разное время. Это обширная тема, которая может стать интересной основой для продуктивной дискуссии в классе. Или же сгруппировать стихотворения по эпохам и проанализировать, какие периоды в поэзии упоминаются чаще и почему ученики выбирали именно эти периоды.
Автор Т. В. Перевезенцев, учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»
