В рамках данной активности мы будем анализировать события войны с конца 1942 г. и до взятия Берлина в мае 1945 г. Поэтому для задания понадобится карта «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» из атласа «История России. 10–11 классы».
Попросите учеников с помощью карты поэтапно проследить, как изменялась линия фронта в данный период, а результаты своего исследования представить в виде таблицы по следующим пунктам:
- временной отрезок, например ноябрь 1942 г. — март 1943 г.;
- какие города и регионы были освобождены в этот период;
- войска каких фронтов освобождали те или иные населённые пункты, указанные на карте;
- командующие, которые участвовали в обозначенных операциях в рассматриваемый период времени.
Чтобы сделать это задание более интересным, можно продумать дополнительную часть. Попросите учеников придумать вопросы для своих одноклассников к каждому рассматриваемому отрезку времени. Вопросы должны быть построены таким образом, чтобы ответы на них можно было найти с помощью исторической карты.
Например: в этот период действовали войска Северо-Кавказского фронта, и советские войска вышли к береговой линии Азовского моря. Ученики поймут, что речь идёт про контрнаступление советских войск с ноября 1942 г. по март 1943 г. В ответе надо будет указать именно этот временной промежуток.
Чтобы вопросы не были слишком простыми и стимулировали учеников тщательно выполнять первый этап задания, скажите, что во время ответов на вопросы одноклассников можно будет пользоваться только собственными табличками, сделанными по карте, но не самой картой.
Таким образом, активность рассчитана на два урока + домашнее задание. На первом уроке происходит построение табличек, дома происходит написание вопросов, и на втором уроке ученики задают вопросы друг другу. Можно оставить и первый, и второй этапы задания на дом, тогда на уроке будет происходить только сама игра — ответы на составленные по карте вопросы.
Автор Т. В. Перевезенцев, учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»