Ирина Баскевич, учитель географии пермской школы № 7 с углубленным изучением английского языка, лауреат конкурса «Учитель года России»-2012
Необходимость использования картографического материала в процессе обучения дисциплине «География». Формирование картографической грамотности в рамках изучения начального курса географии в 5-м классе.
Время Великих географических открытий не прошло
Как правило, знакомство с географией начинается со знакомства с картой. Вопрос для учителя географии заключается в том, как сделать это знакомство интересным и пробудить в ребенке желание и потребность осваивать новое, решать практические задачи на основе использования карт на всю жизнь.
Необходимо также учесть, что современные дети в полной мере легким движением руки получают доступ к любой информации. Но ведь электронные источники не предлагают нам готовых решений, не ставят перед нами вопросы. Они оснащают нас информационно. Именно по этой причине от учителя зависит, освоит ли его ученик другие инструменты, такие, например, как географический атлас, да, обычный бумажный атлас, или и в дальнейшем будет использовать контент, качество и разнообразие которого зависит от других пользователей.
Однако прежде, чем приступать к рассмотрению способов формирования и развития картографической грамотности у обучающихся, обратимся к самому понятию «картографическая грамотность». В опоре на слово «грамотность», подразумевающее умение субъекта читать и писать, и к понятию «картографическая грамотность» на первый взгляд можно подойти только с позиции умения «читать» карту. Однако такой подход будет очень узким и даже ограничивающим возможности ребенка в познании мира посредством карты.
Раскрыть понятие «картографическая грамотность» предлагаю двумя способами. Первый – с позиций предметных компетенций, формируемых в рамках предмета «География», согласно ФГОС ООО, как овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения, в том числе:
- ориентироваться в источниках картографической информации, находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и т. д.;
- использовать различные источники географической информации, в том числе картографические, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- создавать простейшие географические карты различного содержания.
Раскрыть понятие картографической грамотности можно также с позиции науки картографии как освоение картографического метода и применение его для решения научных и практических задач. Впервые идея применения карт как особого картографического метода исследований была высказана К.А. Салищевым в 1948 г., затем последовательно им развита [В.П. Раклов «Картография и ГИС»]. Суть картографического метода заключалась в применении карты как особой модели объекта исследования для его познания и прогноза. Применение картографического метода формирует у учащегося особый стиль мышления, отличный от математического, – это наглядность и целостность объекта исследования. Таким образом, картографический метод и картографическое моделирование как составляющие картографической грамотности представляют собой единственный метод исследования объекта, создающий наглядную (то есть образную) и целостную модель, отражающую выбранный срез исследования.
В картографическом методе выделяются четыре основные группы приемов:
- визуализация и описание, то есть собственно картирование.
- способы качественного анализа человеком объекта исследования, отображаемого на карте, дающие целостное и общее представление с последующей детализацией;
- графические приемы анализа карт, включающие построение по ним двухмерных и трехмерных профилей, разрезов, диаграмм, блок-диаграмм;
- графоаналитические приемы (картометрия и морфометрия), дающие количественную информацию;
- математико-картографическое моделирование – построение и исследование математических моделей по данным, снимаемым с карт.
Таким образом, в рамках данной статьи, разбирая подходы к формированию картографической грамотности, я постараюсь осветить этот вопрос на примере конкретных заданий как с позиции развития предметных географических и метапредметных умений согласно требованиям ФГОС ООО, так и с позиции освоения картографического метода.
Карта выступает в этих заданиях и как объект для изучения, и как средство изучения объектов, процессов и явлений. На начальном этапе формирования картографической грамотности карта сама выступает как объект изучения для учащегося. На этом этапе происходят освоение ребенком языка картографических символов и знаков, понимание содержания картографической информации, извлечение смысла из картографических источников. Значение этого этапа преуменьшать нельзя, так как от того, насколько он будет интересным и познавательным, зависит дальнейшее взаимодействие человека с картой. И уже затем карта выступает как средство изучения, исследования других объектов, разнообразие и глубина погружения в изучение которых напрямую зависят от начального этапа.
Поэтому и задания в данной статье выстроены по принципу от изучения карты к изучению объектов и процессов с помощью карты.
Возможно, задания, приведенные в данной статье, покажутся читателям простыми. Но только потому, что нам, учителям, взрослым, все это уже давным-давно известно. Для ребят эти простые истины – открытия, сравнимые с Великими географическими открытиями, «новые земли». Давайте попробуем вместе сделать первое знакомство пятиклассников с географией таким же захватывающим дух, как и реальные географические открытия и путешествия.
Как во времена Великих географических открытий от качества и разнообразия карт зависел успех экспедиций всемирно известных путешественников Х. Колумба, Ф. Магеллана и т. д., так сегодня от школьного географического атласа зависят интерес, мотивация учащегося открывать «новые земли» и уровень овладения им картографическими приемами. Географический атлас сопровождает ученика в освоении школьного курса географии на протяжении многих лет. Однако не каждый атлас в равной степени помогает учителю сделать «путешествие в географию» запоминающимся, а задания для учащихся действительно развивающими. Для этого требуются как соответствующая разнообразная тематика карт в атласе и качественная детализация, так и дополнительная информация.
Благодаря введению ФГОС качество школьной картографической продукции в целом стало выше. Для решения обычных географических задач в рамках изучения начального курса географии в пятом классе сегодня подойдет практически любой школьный атлас. Почти в каждом атласе начального курса географии сегодня есть стандартный набор карт, позволяющий развить начальные умения читать карту, воспринимать отображенную на ней информацию общегеографического характера, знакомящий с наиболее часто используемыми в географии условными знаками. Всем учителям географии он хорошо известен и, безусловно, необходим. Однако освоение учащимися разнообразных картографических приемов, формирование глубокого понимания географических понятий, актуализация фактов географической науки, приобретение метапредметных умений в значительной степени определяются наличием в атласе альтернативного картографического материала, отличающегося от привычного набора карт. Такой атлас существенно экономит время учителя на подбор дополнительного дидактического материала при подготовке к уроку, расширяет спектр возможностей учителя по конструированию разнообразных учебных задач с учетом дифференцированного подхода в обучении и позволяет сделать задания максимально интересными для обучающихся. По моему мнению, широким набором возможностей по формированию картографической грамотности обладает атлас «Начальный курс географии. 5 класс» издательского дома «АСТ-ПРЕСС». Каким образом и на основе какого картографического материала можно формировать и развивать все вышеописанные компетенции, рассмотрим ниже.
Чтение картографических источников
Обучение грамоте происходит по принципу «от простого к сложному», поэтому и я в данной статье начинаю разговор о картографической грамотности с «чтения», картографической «азбуки» и картографического языка.
«Знаковость картографического изображения – свойство, отличающее карту от многих других графический моделей. Знаки на карте – это зрительно воспринимаемые элементы изображения, условно представляющие достаточно сложные предметы, процессы и явления окружающего мира, их местоположение, качественные и количественные характеристики, структуру, динамику и т. п. Совокупность знаков образует картографический образ, а множество образов составляет целостное картографическое изображение» [А.М. Берлянт. «Географические информационные системы в науках о Земле»]. С помощью знаков решаются задачи: 1) общения, передачи информации; 2) фиксации, формализации и систематизации знаний; 3) познавательные. «С картографическими знаками можно проводить действия, преобразовывать их из одной формы в другую, проводить по карте всевозможные измерения и исчисления. Оперирование знаками, выполняемое по определенным правилам, позволяет выявлять закономерности, которые трудно (или даже невозможно) выявить эмпирически. Они служат способами формирования научных понятий, средством конкретизации теоретических построений, то есть способами научного исследования» [Берлянт].
С чего же начать изучение языка карты? Как сделать язык картографии «родным языком» для ребенка на всю оставшуюся жизнь?
С рождения карты. Да, именно с рождения карты. Язык картографии развивался и совершенствовался по мере развития науки картографии. Действуя по вальдорфскому принципу, учитель здесь лишь сопровождает ребенка в процессе постижения им языка картографии. Причем процесс усложнения языка картографии идет параллельно с усложнением языка изучаемых картографических изображений: от рисунка северо-американских индейцев к карте К. Птолемея, к картам жителей Гренландии и Океании, к чертежу С.У. Ремезова и, наконец, к современной топографической карте. Усвоение картографического языка учащимся происходит в той же последовательности, в какой развивался на протяжении многих столетий и сам язык картографии. Таким образом, изучение картографического языка учащимися происходит естественным эволюционным путем – от простого к сложного, при этом на картографическом содержании формируется понимание того, как усложнялся мир, менялось значение символов и знаков, как в жизни общества возникали все новые и новые информационные слои, находящие отражение в усложнявшихся географических картах.
В атласе издательства «АСТ-ПРЕСС», во вкладке «Рождение карты. Из истории создания карт», для реализации данного подхода есть хорошая подборка картографических изображений.
Задание 1. Рассмотрите фрагмент карты мира Птолемея (стр. 10, атлас АСТ-ПРЕСС) на рисунке 1. Используя физическую карту мира, выпишите современные названия географических объектов, узнаваемых на древних картах.
Задание построено на первичном чтении карты – умении узнать и сопоставить географические объекты по форме, размеру, цвету, имеющимся подписям.
Задание 2. По вкладке «Рождение карты. Из истории создания карт» атласа АСТ-ПРЕСС рассмотрите картографический рисунок индейцев Северной Америки и фрагмент чертежа г. Тобольска, составленного С.У. Ремезовым в 1698 г. (рис. 2, 3). Изучите условные обозначения топографических карт на страницах 12‑13 атласа АСТ-ПРЕСС. Сопоставьте рисунок, чертеж, проанализируйте, какие объекты на них изображены, и запишите, какие условные топографические знаки были бы использованы сегодня на современных топографических картах и планах для обозначения этих географических объектов.
Данные задания позволяют учащимся не только ознакомиться с современными условными топографическими знаками, но и узнать историю создания карт и развития картографии, а также с метапредметными понятиями «символ», «знак», понять принципы и подходы, которые делают знак и символ понятными и узнаваемыми, а карту превращают в «текст» для тех, кто владеет «азбукой».
В ходе выполнения заданий 1 и 2 учащийся параллельно осваивает и порядок работы с картой: 1) изучение картизображения без его преобразования; 2) преобразование картизображения в вид, удобный для конкретных исследований; 3) разложение картизображения на составляющие, интересующие исследователя, и их анализ.
С точки зрения ФГОС ООО данное задание позволяет учащемуся основной школы научиться различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию, ориентироваться в картографических источниках географической информации.
Не менее важным в работе с картой является умение учащегося самостоятельно подбирать и находить карты для решения учебных и практических задач. На практике, к сожалению, чаще вся необходимая для решения географических задач информация уже заложена в условиях, включая названия карт и т. д. Либо учитель на уроке «помогает» ученику, называя карту атласа и даже страницу. В такой ситуации сложно сформировать умение учащегося самостоятельно выбирать и находить для решения конкретной задачи карты, выделять на них информационные слои, соответствующие срезу исследования.
И как показывают официальные данные исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA), для многих школьников это достаточно трудное дело.
Как же сконструировать задачи, развивающие картографическую самостоятельность и смысловое картографическое чтение? Для достижения этих целей учителю, как правило, приходится прилагать серьезные усилия, чтобы обеспечить выполнение данной задачи картографическими материалами надлежащего качества и детализации. Однако, например, благодаря наличию в атласе АСТ-ПРЕСС для 5‑го класса карт фенологических наблюдений (рис. 4), карты погоды на территории Европы (рис. 5), карты, отражающей районы прохождения сильных гроз 1 декабря 2011 года (рис. 6) и т. д., картографический материал прекрасно подходит для постановки и решения подобных метапредметных задач. Все вышеперечисленные карты имеют к тому же разный масштаб, что создает дополнительные трудности в положительном смысле. Так, например, можно предложить учащимся следующее задание.
Задание 3.
- Определите, сколько сантиметров составляет расстояние в 100 км на различных картах атласа.
- Приведите примеры пар городов, между которыми расстояние на картах составляет 100 км.
- Результат оформите в таблицу.
В ходе выполнения данного задания учащимся потребуется не только знание картографического языка, но также умение самостоятельно ориентироваться в атласе и работать с информационными слоями карт различного тематического содержания – выделять эти слои, классифицировать их на существенные и несущественные с точки зрения решаемой задачи; самостоятельно принимать решение о том, на каких картах возможно найти города, расстояние между которыми 100 км, а какие карты для этого не подходят (например, общие географические карты с мелким масштабом и недостаточной для решения данной задачи детализацией). Такой поиск необходимых сведений в большом объеме информации тренирует навык удерживать внимание на главном. Разнообразная тематика карт важна здесь не только с позиции разнообразия информационных слоев, но и играет роль отвлекающего фактора, развивая метапредметный навык смыслового чтения, умения выделять главное, соотносить, преобразовывать полученные сведения в другую форму и т. д. Кроме того, по ходу решения этой задачи учащийся попутно запоминает местоположение и названия найденных городов, что расширяет его географический кругозор.
В ходе выполнения задания на практике решается также и задача знакомства учащегося с понятием «картографическая генерализация». Анализируя карты различного тематического содержания, учащийся знакомится с принципом отбора информации для той или иной карты, выделяет главное, существенное в отражаемых фактах с целенаправленным упрощением и обобщением в соответствии с масштабом и назначением карты.
С точки зрения ФГОС ООО данное задание позволяет учащемуся основной школы находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и т. д.
Создание на основе карт описаний качественных характеристик объектов, явлений и процессов, изображенных на карте
При выполнении данных видов работ происходит не только знакомство учащихся с базовыми понятиями географии, но и «узнавание» их на карте.
Задание 4. Используя физическую карту России в атласе (рис. 7), дайте описание географического положения Уральских гор. Заполните таблицу (табл. 1).
Кроме того, вспомогательной попутной задачей при составлении описаний по карте может быть также задание на преобразование картографической информации в другие формы – текстовую, табличную, схематичную и т. д.
С точки зрения ФГОС ООО данное задание позволяет учащемуся основной школы научиться описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов, представлять полученную географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач, в различной форме.
Данный вид умений можно отрабатывать на любой предметной теме начального курса географии. Например, используя карту бассейна реки Амазонки в атласе АСТ-ПРЕСС (рис. 8) можно предложить задание по составлению описания особенностей речного бассейна и водного режима реки Амазонки и ее притоков. Карта крупного масштаба, с хорошей детализацией позволяет учащимся выполнить это задание качественно, осваивая параллельно такие непростые для пятиклассников понятия, как «речной бассейн», «водосборный бассейн», «гидрографическая сеть», «уклон», «исток», «приток 1‑го порядка», «тип устья», «водный режим» и т. д.
В противовес первому заданию результаты данной работы можно предложить оформить в виде графиков.
Освоение графических приемов работы с картой – построение по картам профилей, разрезов, графиков, диаграмм
Ярким примером задания по развитию данного вида картографических умений является построение вертикального профиля рельефа для отрезка АВ по данным топографической карты. Это задание хорошо известно всем учителям географии по материалам ОГЭ и ЕГЭ, вследствие чего останавливаться на нем не буду.
Освоение графоаналитических приемов работы
Освоению этих приемов способствует проведение измерений по картам: а) координат; б) длин; в) углов; г) площадей; д) объема; е) определение формы объекта и т. д.
Задание 5. Рассчитайте значение уклона реки Амазонки с помощью карты речного бассейна Амазонки на стр. 23 в атласе (рис. 8). Сравните уклон реки Амазонки с табличными данными значений уклона рек Нил и Конго. Ответьте на вопрос: почему река Амазонка является самой полноводной рекой в мире?
С точки зрения ФГОС ООО данное задание позволяет учащемуся основной школы научиться производить самостоятельно расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; выявлять географические зависимости и закономерности на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации; объяснять особенности географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий).
Задание 6. Как провести границу водосборного бассейна реки на физической карте? В качестве примера рассмотрите границу водосборного бассейна реки Амазонки (стр. 23 в атласе) на рис. 8. Как картографы определили, где именно провести границу водосборного бассейна реки Амазонки и ее притоков?
Данное задание формирует понимание того, что водосборный бассейн – математическая модель, контурная линия которого строится по определенным законам. Ответ на данный вопрос требует детального изучения всех элементов карты – особенностей притоков водосборного бассейна реки Амазонки, формулирования учащимися предположений, гипотез; анализа и синтеза. Итогом работы является построение обобщающей модели водосборного бассейна гипотетической реки.
«Карта не территория»: освоение понятия «модель» и вида деятельности «моделирование» с помощью картографических источников и картографического метода
Одной из самых сложных задач географии является формирование представлений учащихся о карте как о математической модели, для построения которой в основу положен определенный математический закон и сделаны некоторые допущения, приводящие к искажению на плоскости отображаемого объекта. Для этого учителю необходимо разрабатывать задания, которые позволили бы обучающемуся увидеть, определить разницу между реальным объектом и его изображением на плоскости.
Приведенное ниже задание объединяет две предметные темы начального курса географии – «Развитие географических знаний о Земле» и «Изображения земной поверхности» – и позволяет учащимся ознакомиться с главными свойствами карты, отличающими ее от других моделей: 1) пространственная (плоская) проекция; 2) математический закон построения этой проекции; 3) генерализованность (обобщенность) отображения выбранного материала; 4) знаковость картируемого изображения; 5) масштабность – показатель уровня иерархии освещаемых элементов объекта исследования.
Тема «Развитие географических знаний о Земле» является в данном задании лишь информационной составляющей, однако главные УУД, которые формируются в ходе выполнения данного задания у обучающихся, – понимание карты как математической модели, понимание различий кратчайшего расстояния между двумя точками на плоскости и шаре и т. д., производство инструментальных измерений по карте (не прямых линий), работа с масштабом и т. д.
Задание 7.
Прочитайте текст.
«81 год назад, 18‑20 июня 1937 года, экипаж самолета АНТ-25 в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил первый в мировой истории беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. Меньше чем через месяц, 12‑14 июля 1937 года, советским летчикам Михаилу Громову, Андрею Юмашеву, Сергею Данилину удалось превзойти это достижение и поставить абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета из СССР в США через Северный полюс по прямой. Точкой старта был аэродром в г. Щелково Московской области, а конечной точкой – г. Сан-Франциско в США.
Для трансарктического перелета были мобилизованы наземные метео- и радиостанции, одну из которых оборудовали прямо на полюсе. Только после развертывания дрейфующей станции «Северный полюс-1» под командой Ивана Папанина, которая могла поддерживать с бортом радиосвязь и передавать ему метеосводки, в мае 1937 года перелету Чкалова был дан зеленый свет. Выбор маршрута через Северный полюс для установления летного рекорда на первый взгляд казался безрассудным. Обычно для перелета старались подобрать маршрут с благоприятными погодными условиями, пролегающий над местностью, где есть надежда на помощь в случае вынужденной посадки. Здесь же нужно было лететь несколько тысяч километров над водой, льдами и безлюдными территориями Крайнего Севера. «Главный полярник» Советского Союза Отто Шмидт даже написал И.В. Сталину, что шансы оказать помощь в случае крушения самолета равны нулю, несмотря на то что самолет теоретически мог приземлиться на воду и держаться на плаву.
Однако, несмотря на все сложности, перелет через Северный полюс был заветной мечтой авиаторов тех лет. Во-первых, это был кратчайший путь между двумя континентами. При полете от Москвы до Сан-Франциско через Тихий океан необходимо было преодолеть 18000 км, через Атлантику – 14000, а через полюс – «всего» 9600. Во-вторых, он объединял романтику неба с героикой полярных исследований, венчавших эпоху Великих географических открытий, что было миссией особого почета. Важно было долететь именно до США: налаживание отношений с самой богатой страной мира было одним из высших приоритетов советской внешней политики в свете уже маячившей на горизонте Второй мировой войны».
Выполните задания:
1) Используя физическую карту мира, определите и запишите все возможные направления перелета по маршруту Москва – Сан-Франциско.
2) Используя карту «Исследования Арктики» на стр. 9 атласа (рис. 9), карту полушарий на стр. 14‑15 атласа (рис. 10), определите длину пути трансарктического перелета В. Чкалова в 1937 году в км.
3) Используя раздаточный материал – физическую карту мира – рассчитайте длину пути между городами Москва и Сан-Франциско в км по кратчайшему расстоянию.
4) Сравните полученные результаты. Сделайте вывод и запишите его.
5) Почему в тексте перелет из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс и Северный Ледовитый океан назван кратчайшим?
Что же в рамках выполнения данного задания должны сделать и освоить учащиеся?
- Определить все возможные пути перелета из г. Москва в г. Сан-Франциско – через Атлантический океан, через Тихий океан, через Северный полюс и Северный Ледовитый океан.
- Разложить путь В. Чкалова (ломаная линия на карте) на отдельные отрезки, измерить длину каждого из них, найти сумму всех отрезков в сантиметрах, полученное значение длины пути представить согласно данным о масштабе карты в километрах.
- Рассчитать по карте длину пути от Москвы до Сан-Франциско другими двумя способами. Для этого учащимся придется самостоятельно подбирать в атласе карты, по которым это возможно сделать, вновь вести расчеты и суммировать значения пути по нескольким картам, каждая из которых имеет свой масштаб. Таким образом, удерживать внимание, фиксировать точки отсчета, осуществлять пересчет из сантиметров в километры непростая задача для пятиклассника.
- Главная цель выполнения данного задания – ответить на вопрос: «Почему путь через Северный полюс от Москвы до Сан-Франциско является кратчайшим?» Ведь это не очевидно! Что показывают расчеты? Данные инструментальных измерений по карте дают обратный результат! Как объяснить полученные значения? Главный результат – понимание учащимися того, что карта – лишь модель Земли на плоскости. Поэтому кратчайшие расстояния на карте (на плоскости) и на глобусе (шаре) будут серьезным образом отличаться. При полете от Москвы до Сан-Франциско через Тихий океан команде В. Чкалова необходимо было преодолеть 18000 км, через Атлантику – 14000 км, а через Северный полюс – «всего» 9600 км.
С точки зрения ФГОС ООО данное задание позволяет учащемуся основной школы научиться выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках. Учащийся получит возможность научиться воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.
Задание 8. Картографическое моделирование, или «Карта на ощупь».
- На странице 10 в атласе представлены несколько изображений: (карта Птолемея, чертеж С.Р емезова, рисунок индейцев, изображение береговой линии Гренландии, вырезанное на кости). Внимательно рассмотрите их. Какие свойства и признаки карт, уже известные вам, вы видите на каждом изображении? Результаты запишите в таблицу (табл. 2).
Особенностью вкладки «Рождение карты. Из истории создания карт» в атласе АСТ-ПРЕСС является наличие здесь карты гренландских эскимосов (рис. 11).
Рис. 11. Карта гренландских эскимосов
«Палочка», изображенная на фотографии, представляет собой трехмерное подробное картографическое отображение береговой линий одного из фьордов Гренландии, сделанное местными жителями более 300 лет назад. Учащиеся сталкиваются с трудностью в объяснении, почему карта гренландских эскимосов (инуитов) – карта. При выполнении этого задания формируется важное умение узнать карту даже тогда, когда ее вид, форма и другие свойства серьезным образом отличаются от привычных для современного человека картографических изображений. Осознание ребенком того, что карты могут быть разными, можно рассматривать как элемент критического мышления и УУД. При выполнении данного задания из опыта практической работы ребята делают множество ошибок (несмотря на то что материал об особенностях и свойствах карт изучен накануне), что является благодатным полем для дальнейшей работы.
2) Рассмотрите рис. 12, 13 в рабочем листе и карту гренландских эскимосов в атласе (рис. 11). Сравните изображения. Как они связаны? Предположения запишите в рабочий лист. Расстояния, контуры карт приобретают для учащихся «трехмерный смысл», понятия «модель» и законы построения карт становятся операциональными, также в ходе выполнения этого задания происходит знакомство с понятием «тактильная карта».
3) Для того чтобы понять, как были созданы карты древних инуитов, внимательно рассмотрите и сопоставьте рис. 12 и 13. Анализируя их, определите, какие географические объекты объединяют эти изображения и каким образом могли быть получены сведения об этих объектах. Запишите ваши выводы в рабочий лист. В случае затруднений в выполнении п. 3 задания 8 в помощь пятиклассникам можно добавить текст о тактильных картах инуитов, который приведен ниже. Если же это не потребовалось, тогда текст становится материалом для самостоятельной проверки учащимися выдвинутых ими гипотез.
«По штормовому морю, в тумане, полярной ночью, даже плывя вдоль берегов, очень трудно не заплутать. Что скрывается за изгибом береговой линии – неприступный ледник, крутой обрыв над узким фьордом, мель или удобная бухта? Первым делом надо… пощупать карту! Очень популярные ныне трехмерные карты, ставшие доступными благодаря компьютерному моделированию местности, появились у людей уже в давние времена.
В конце XIX века в Гренландии датским археологом Густавом Хольмом были обнаружены трехмерные карты береговой линии, помогавшие отважным мореплавателям – инуитам – ориентироваться в прибрежных водах. В условиях полярной ночи картой пользовались на ощупь. Самым старым из найденных «тактильных карт» более 300 лет. Прихотливо изрезанная береговая линия с множеством мысов и бухт вырезалась из дерева. Такую карту в виде резной палочки было легко взять с собой в путешествие даже на небольшой каяк. Берег на такой карте был выпрямлен в одну линию, а масштаб соблюдался точнее со стороны моря. Суша изготовителей древних трехмерных карт интересовала гораздо меньше (рис. 14).
По мнению исследователей, во тьме эскимосы ориентировались по звуку: слушая шум волн, бьющихся о берег, инуит «видел» очертания береговой линии».
5) На основе изученного материала о трехмерных картах инуитов определите, для каких географических объектов можно создать подобные карты.
Выполняя это задание, учащимся придется вновь провести самостоятельный поиск по картам атласа, выделить существенные параметры и признаки географических объектов, которые требуются для создания объемных карт.
Итогом в данном задании может стать задание создать объемную модель карты береговой линии выбранного учащимися географического объекта, например, на картоне. Для этого придется освоить технологию измерений непрямых линий на карте, решить, какой масштаб будет иметь картонная модель и т. д. В моей практике учащимися 6‑х классов были созданы объемные модели заливов Лим-фьорд и Обская губа и т. д.
Работа по формированию картографической грамотности в разрезе описанных выше учебных задач обеспечивает устойчивое развитие не только предметных географических компетенций, но также личностных и метапредметных универсальных действий согласно ФГОС ООО, таких как:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Ирина БАСКЕВИЧ, учитель географии пермской школы №7 с углубленным изучением английского языка, лауреат конкурса «Учитель года России»-2012
Диагностика уровня картографической грамотности
Формирование основ картографической грамотности начинается еще в начальной школе. В основной школе освоение ФГОС ООО в рамках предмета «География» выстраивается на основе предметных и метапредметных результатов освоения программы начального общего образования. Однако уровень сформированности этих компетенций у учащихся 5-х классов значительно варьирует.
В связи с этим важным этапом в развитии картографической грамотности является своевременная входная диагностика уровня сформированности географических предметных компетенций и навыков работы с картой. Поскольку в 5-ом классе учащиеся только приступают к изучению нового для них предмета «География», то и учитель во входной диагностике должен придерживаться не только цели оценить уровень освоения учащимися базовых понятий, пройденных в начальной школе в ходе изучения предмета «Окружающий мир» (стороны горизонта, океан, материк, остров, архипелаг), но и не «спугнуть» интерес только приступивших к изучению географии школьников. Из опыта работы это можно сделать увлекательным и интересным следующим образом.
Учащимся предлагается текст и карта-схема. Формулировка задания звучит предельно просто, а забавные названия вымышленных географических объектов, таких как океан «Смысла», пролив «Доказательства» пробуждают неподдельный интерес и отодвигают для учащихся истинную педагогическую цель оценивание на дальний план. Ребята увлеченно выполняют задание, в ходе которого происходит не явная проверка базовых картографических умений. Кроме того, учитывая уровень оснащенности современного ребенка всевозможными гаджетами, ответ на данное задание также невозможно найти во всемирной паутине по причине того, что таких объектов просто не существует.
Задание. Подпишите на карте (рис.1) географические объекты в соответствии с текстом.
В архипелаг Знаний входят 12 островов, омываемых тремя океанами. С севера архипелаг омывает океан Фактов, с юга – океан Идей, с запада – океан Смысла. Острова архипелага омывает межостровное море Логики.
Самый большой остров в архипелаге – остров Географа. С севера этот остров омывается водами океана Фактов, с запада – проливом Доказательства, с востока – проливом Мысли, с юга – морем Логики.
Самый западный остров архипелага – остров Физики, рядом с ним находится остров Химии. Оба острова образуют архипелаг Естественно-научной мысли и омываются с запада – океаном Смысла, с северо-востока – отделены от острова Географа проливом Доказательства. С юго-востока острова архипелага отделены проливом Эксперимента от архипелага Математики.
На юге от острова Географа находится малый архипелаг Математики, который входит в архипелаг Знаний. В архипелаге Математики находятся в порядке с запада на восток острова Алгебра, Тригонометрия, Арифметика, на юге – остров Геометрия. На юге архипелаг Математики омывается океаном Идей, с востока отделен проливом Аксиомы, с севера – омывается морем Логики. Восточнее архипелага Математики через пролив Аксиомы находится остров Истории. С востока его омывает пролив Памяти. Самый восточный остров архипелага Знаний – остров Филология. Между островом Географа и островом Филология находится остров Биология, который с запада омывается проливом Мысли, а с востока – проливом Рассуждения. С востока остров Филология омывается океаном Фактов.
Южнее острова Филология находятся с запада на восток остров Проза и остров Поэзия, разделенных проливом Синтаксис. Остров Филология и остров Поэзии разделяет пролив Морфологии. С востока острова Филология и Поэзии омывает океан Фактов.
Рис. 1. Карта «Океана Смысла».
Ниже приведена таблица, показывающая то, какие географические понятия и первоначальные навыки работы с картой проверялись с помощью этого задания, и ответ к тексту (рис.2).
Рис. 2. Ответ к заданию.
Когда согласно результатам диагностики все сложности выявлены, понятия разобраны и отработаны, можно планировать дальнейшую работу по формированию картографической грамотности, в чем я желаю успеха всем учителям географии.