Заслуженный учитель, Ивановская область, Тейково
Общее впечатление – самое хорошее. Атласы приятно привлекают к себе внимание яркой ламинированной обложкой. Они как новая интересная книга, которую хочется сразу открыть. Атлас можно назвать книгой, так как кроме карт здесь содержится достаточно большой объём информации в виде диаграмм, схем, много врезок, позволяющих реально представить те или иные объекты или явления. В атласы включёно много справочной информации, которая позволяет сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязи.
Атлас «Начальный курс географии 6 класс»
Впервые в атлас включёно древо географических наук. На первом уроке оно просто необходимо для ознакомления с новыми терминами, которые на последующих уроках будут закрепляться.
Очень удачно на рисунках представлен космический адрес Земли, строение солнечной системы. Справочный материал по планетам удобен для сравнения планет, выяснения причин их различий. Поскольку лишь некоторые учёные считают Плутон планетой, можно было бы не включать его в список планет. К сожалению, вопросы во врезке направлены лишь на простое воспроизведение информации.
На странице 5 считаю необходимым дополнить определение географической широты словом «по меридиану», а долготы – «по параллели». Очень неудобен третий рисунок на странице 5 – Определение географических координат. Очень много цифр, отображающих соответствующий меридиан – они и на экваторе, и по окружности земного шара. А показатели широты надо долго искать. Они должны быть, как обычно, размещены по окружности земного шара, что и сделано на последующих картах.
Топографическая карта удачна тем, что условные знаки географических объектов сопровождаются их реальным изображением на местности.
Экономическая и социальная география России. 9 класс.
Карта не выдерживает критики. Она перегружена – пусть авторы посчитают количество путешественников и маршрутов на основной карте и на врезках. З9 – это перебор!!! Что останется в памяти школьника??? Обилие цифр – дат катастрофических землетрясений – перегружает карту, утомляет зрение. При одном часе в неделю невозможно останавливаться на обилии фактов.
Пояснение по определению координат в правом нижнем углу карты 15 исправляет допущенные ранее недочёты. Уместны справочные данные по длине 1 градуса дуги параллели в километрах.
У думающих учеников возникнет вот такой вопрос: «Почему на всех картах на 18 и 19 страницах показан Южный океан, а справочных данных по его площади нет? И правильной ли будет информация по площади Мирового океана, если сложить площадь всех указанных?»
На врезках есть вопросы по содержанию материала, ответы можно найти при чтении карты. Это необходимо для выработки соответствующего навыка. Но детский вопрос со словом «Почему?» встретился только один раз. Почему? Смотрим страницу 21. Вопрос 3 считаю незаконченным, здесь просто необходимо добавить «и почему?». В своё время мне посчастливилось учиться у В.А. Щенёва, который учил нас думать, работать с картой. Отвечая на вопрос «и почему?» с помощью учителя ученики будут учиться наложению карт.
Очень удачно сочетание информации об образовании ледника со схемой его продольного разреза. Большую информационную ценность имеет удачное сочетание на врезке расположения канала имени Москвы и его профиля.
Страница 24 перегружена информацией о составе тропосферы. Для последующего изучения нужен материал о температуре и давлении. Хорошо, что на врезках нашлось место для фото метеостанции и измерительных приборов.
Красивая карта «Биосфера» дополнена врезками природных зон. Рисунки некоторых животных неправдоподобны и тяжелы.
Атлас «Физическая география России 8 класс»
В этом атласе всё удачно. На первой странице – содержание и условные обозначения. Показаны часовые пояса и географическое положение России.
Карты на страницах 4-5 позволяют понять закономерности исследования территории России. Удобны карты на одном развороте с пояснениями, врезками, профилями. К каждой карте есть условные обозначения. Есть фото природных объектов и явлений. Очень удобны 4 карты «Климат». Разворот «Агроклиматические ресурсы» не только показывает эти ресурсы, но и объясняет их с помощью карт и диаграмм на врезках. Интересны и наглядны карты по рекам. Достаточно информации, чтоб дать характеристику рек того или иного района. Впрочем, так выполнены все карты по природным компонентам.
Карты по природным районам даны крупными на разворотах и сопровождаются прекрасными фото достопримечательностей данной территории.
Карта «Охраняемые территории» содержит подробную информацию о всех заповедниках, национальных парках и список ЮНЕСКО, сопровождается прекрасными фотографиями животных и растений. Появились новые карты, характеризующие экологические проблемы.
В заключении хотелось бы сказать, что авторы атласа потрудились на славу. Учителю остаётся найти достойные пути использования данного материала на уроке и во внеурочных занятиях.
Атлас «География России 8-9 класс» удобен тем, что в одном издании есть материалы и по физической, и по экономической географии России.
Из карт по физической географии хотел бы снова обратить внимание на карту «Природные зоны и их обитатели». Всё хорошо, кроме рисунков животных. Страшные медведи, енот, волк со степи – это голодная дворовая собака.
Удачно расположение карт по экономической географии. Карта 44-45 по агропромышленному комплексу содержит всю необходимую информацию по сельскохозяйственным районам. Здесь же диаграммы по производству сельскохозяйственной продукции и карты пищевой и лёгкой промышленности. Карты экономических районов выполнены удачно и содержат достаточную информацию об особенностях каждого района.
Подводя итоги, хочу выразить благодарность авторам атласа за гигантскую работу по созданию нового поколения атласов. Теперь дело за учителями, которые научат правильно этими материалами пользоваться. Ведь совершено точно говорят, что нет географии без карты.
Учитель географии МБОУ СОШ №9, Ростовская область, г.Азов
Атлас «Начальный курс географии» предназначен в качестве учебного пособия по географии для учеников 6 класса общеобразовательной школы, который соответствует образовательному стандарту по географии, его можно использовать при работе с любым УМК, входящим в Федеральный перечень. Содержание атласа учитывает возрастные особенности учащихся и их способности к восприятию учебного материала, что обеспечивает качественное усвоение знаний на уроке.
Учебное пособие прекрасно иллюстрировано и содержит необходимый справочный материал: длина важнейших рек, площадь крупнейших озёр и островов, высочайшие горные вершины, наибольшие глубины океанов и др. В данном учебном пособии содержится современная картографическая информация, добавлены новые карты (карта вод суши, синоптическая карта, информация о проекциях и др.), хорошая методическая проработка материала (продуманы вопросы для первичного закрепления).
На уроках географии, используя атлас, учащиеся учатся читать карты, сопоставлять их с рисунками и схемами, узнают много нового о природе нашей планеты.
Закрепление изученного материала в 6 классе по теме: «Реки» (выполнение заданий с использованием атласа).
Работа в группах.
1. В атласе на стр. 22, найдите крупные реки мира. Назовите материк, на котором протекают самое большое количество крупных рек?
2. Назвать притоки реки Волги, используя стр. 23 атласа
Работа в парах.
1. Интеллектуальная разминка (найдите на карте истоки и устья разных рек):
I гр. – Волга, Енисей,
II гр. – Дон, Нил,
III гр. – Амазонка, Конго.
IV гр. – Амур, Лена
2. По физической карте России стр. 16-17 определите, истоки каких рек имеют следующие координаты:
А) 58°с.ш., 33°в.д.
Б) 54°с.ш., 108° в.д.
В) 62°с.ш., 145° в.д.
3. Используя стр.23 Атласа, ответьте на вопросы:
Какими водными путями можно пройти из Москвы в Каспийское море?
По каким формам рельефа проходит водораздел волжского бассейна?
Предложенный атлас «Физическая география России. 8 класс» соответствует современной концепции образования и раскрывает все темы, предусмотренные Государственным стандартом.
Карты атласа выстроены в логической последовательности, соответствующей очерёдности изучения основных разделов курса. В атласе удачно размещены близкие по содержанию карты. Так, например, на стр.4-5 удобно расположены карты «История исследования территории», кроме обычных тектонической и геологической карт в атласе есть карты новейших движений земной коры и литосферных плит, которые помогают понять размещение гор и равнин, а также различие в их высоте и строении.
Вместо одной карты, раскрывающей особенности климата России, на стр.16-21 размещены карты, которые характеризуют температуру воздуха и осадки теплого и холодного сезонов года, типы климатов и агроклиматические ресурсы. Наглядность карт облегчает установление закономерностей в изменении климата. Подробно представлены карты внутренних вод, охраняемые территории России, степень благоприятности природных условий для жизни человека, экологические ситуации, антропогенные изменения природы.
Большую методическую ценность имеют разнообразные по своему содержанию и исполнению врезки (схемы, диаграммы, иллюстрации и др.), дополняющие содержание основных карт. Знания, представленные на картах, хорошо генерализированы и соответствуют возрастным особенностям и требованиям к уровню подготовки школьников. На уроке карты атласа могут быть использованы для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Статистические данные новые и датируются 1.01.2017 годом. Логическое размещение картографического и иллюстративного материала в атласе, его доступность и наглядность способствуют качественному усвоению географических знаний в 8 классе.
«География России» 8-9 классы.
Атлас соответствует современной концепции образования и раскрывает все темы, предусмотренные государственным стандартом. Атлас построен по принципу научности и системности с отражением современных данных, карта обновлена в соответствии с новейшим статистическим материалом Росстата. Административная карта Российской Федерации содержит актуальные данные о территориальных изменениях и включает Республику Крым.
Для лучшего восприятия увеличен размер наиболее сложных карт (карта почв, геологическая карта, климатические карты и др.). Для удобства использования выделены тематические разделы, соответствующие программе. Кроме того, в учебном пособии применены различные средства выражения информации – структурные и динамические диаграммы, дополнительная информация, карты-врезки, играющие важную роль в выявлении причинно-следственных связей, особенно при изучении разделов социально-экономической географии. Очень удобно в 9 классе использовать атлас при знакомстве с экономическими районами, так как всегда можно вспомнить особенности ФГП природных районов России.
Региональные карты, которые представлены в атласе, дают комплексное представление о структуре хозяйства экономических районов России, помогают выявлять и анализировать условия для развития хозяйства регионов, анализировать взаимодействия природы и человека.
Предложенное учебное пособие можно рекомендовать для подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.