Сегодня мы рассмотрим вариант проверочной работы, которая одновременно является игрой на время. Поэтому она не только позволит проверить знания учеников, но и будет для них интересной активностью.
Первый пункт подготовки к игре – это выбор темы. Желательно, выбрать дискуссионную тему, где есть, как минимум, две стороны конфликта.
Второй пункт подготовки – необходимо сделать карточки с тремя видами смайликов: позитивным, нейтральным и негативным.
И третий пункт подготовки – это карточки с загадками к событиям, которые необходимо отгадать ученикам.
Далее для рассмотрения я буду использовать тему «Гражданская война в России».
Перед учениками необходимо поставить задачу: сначала найти на карте событие, которое загадано в карточке, а затем поставить ему нужный смайлик – негативный, положительный или нейтральный.
Но чтобы оценить, нужно понимать, с какой точки зрения мы оцениваем. Вот, почему важно для этого задания взять дискуссионную тему, вроде Гражданской войны. Мы поставим перед учениками задачу – оценить найденные события с точки зрения большевиков и с точки зрения белого движения. Результаты нужно будет занести в таблицу.
Давайте рассмотрим это задание на конкретном примере.
Вопрос №1. Отгадайте, о каком событии идёт речь, и укажите его на карте. Запишите в табличку это событие в зависимости от номера, который изображён на карточке с событием.
Вопрос №2. В графе «Большевики» поставьте этому событию одну из трёх предоставленных вам эмоций – Положительную, Нейтральную или Отрицательную. То же самое сделайте в графе «Белые».
Вопрос №3. Кратко объясните, почему вы поставили ту или иную эмоцию, т.е., почему вы считаете, что указанное событие было положительным или отрицательным для большевиков или для белых.
Последний вопрос требует значительного времени на ответ, поэтому я предложил бы вынести его в отдельную часть работы, например, в качестве домашнего задания. Для ответа на первые два вопроса предоставьте ученикам в среднем 1,5 минуты (в зависимости от уровня класса и сложности карточек, которые вы создадите).
Несколько примеров карточек:
1. «На юге весною, в степях без дорог,
Офицеры ушли в первый поход.
Сквозь ветер и холод, сражаясь опять,
Белое дело решили спасать» – речь идёт о Кубанском ледяном походе.
2. Город на Волге, который красные успешно удерживали от белогвардейцев в 1918–1919 годах. Однако, летом 1919 года он был взят белой армией. Одно время одним из участников обороны города со стороны красных был И.В. Сталин – речь идёт про оборону Царицына.
3. Крупное восстание крестьян против политики продразверстки в Центральной России в 1920–1921 годах. Возглавил его лидер повстанцев Антонов – Тамбовское восстание или «Антоновщина».
После заполнения таблицы (например, на следующем уроке) можно устроить дискуссию на тему того, как учащиеся относятся к факту, что одни и те же события воспринимаются противоборствующими сторонами совершенно по-разному, и как нам в таком случае сохранять объективность во время изучения этих событий.
Таким образом, это задание позволяет не только изучить тему Гражданской войны на глубоком уровне, поработать с психоисторией и историей эмоций, поработать с исторической картой, но и просто может стать интересным развлечением для учеников.
Другими хорошими темами для задания являются: карта по Революции 1917 года, по Революции 1905 – 1907 гг., схема по общественным движениям во второй половине XIX века, любые карты по войнам, где можно оценить события с разных точек зрения – например, Германии и Российской империи, если мы говорим про Первую мировую войну и т.д.
Автор: Т. В. Перевезенцев. Учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»