
Тему Гражданской войны в России в начале XX века, как и всю историю России в этот отрезок времени, можно назвать ключевым периодом в истории страны, который нужно проходить с учениками особенно подробно и ответственно. Возможно, на такое восприятие влияет тот факт, что сам я во время написания своей диссертации изучал схожий период — 1917 год.
На своих уроках я люблю обращаться к историческим атласам в рамках изучения темы Гражданской войны. Это важно не только в контексте подготовки к ЕГЭ (где карта по Гражданской войне часто встречается), но и на уроках, потому что карта, безусловно, помогает нам лучше и интереснее разобрать аспекты данной темы.
В частности, карта поможет нам с разбором важного вопроса: «Почему белая армия потерпела поражение в Гражданской войне в России?»
В историографии выделяется множество причин поражения Белого движения в Гражданской войне. Я специально делаю акцент именно на причинах поражения Белого движения, а не на причинах победы большевиков — это разные вещи, и мы должны обратить на это внимание учеников (разделяются они в формате ЕГЭ).
Например, очевидно, что мы не можем показать причину «слабая агитация и пропаганда белых в сравнении с пропагандой большевиков» через историческую карту. Однако есть много причин, которые мы можем показать с её помощью, и речь не только о территориальном факторе (о нём поговорим позже).
Причины поражения Белого движения в Гражданской войне
Первая причина, о которой я говорил, — отсутствие реального единого командования среди Белого движения и несогласованность действий формирований Белой армии во время главного наступления в 1919 году. Чтобы вывести учеников на разговор об этой теме с помощью исторической карты, необходимо задать им наводящий вопрос или ряд вопросов.
Например: «Посмотрите на направления и даты наступлений формирований Белой армии в 1919 году. О какой глобальной причине поражения Белого движения могут свидетельствовать данные, которые вы видите на исторической карте?»
Или же можно использовать территориальный фактор: «Посмотрите на территории, которые контролировали формирования Белой армии к началу 1919 года. Какие проблемы это могло вызвать у командования и при организации наступления?»
Этот вариант, на мой взгляд, более простой. Но при необходимости можно совместить два поставленных выше вопроса.
Вторая причина — национальная политика Белого движения. Одна из самых известных причин поражения белых — создание неудачного лозунга «Единая и неделимая Россия». Это оттолкнуло от Белого движения национальные окраины бывшей Российской империи, которые потенциально могли бы быть важнейшими союзниками против большевиков.
Какой наводящий вопрос можно здесь поставить перед учениками? Например:
«Посмотрите на регионы, которые контролировали белые, и на регионы, которые находились с ними по соседству. Учитывая расположение белых сил, каких потенциальных союзников против большевиков они могли бы найти? По какой причине эти потенциальные союзники так и не стали союзниками Белого движения?»
Наконец, нельзя не сказать о том, что с помощью исторической карты можно показать целый ряд причин поражения белых, которые легко объединяются в общую группу «Территориальный фактор».
Большевики контролировали наиболее развитые в экономическом отношении районы с крупными промышленными центрами и городами, контролировали более населённые районы и с большей плотностью населения, что позволяло им проще проводить мобилизацию.
Наконец, большевики обладали лучшей инфраструктурой, что улучшало снабжение войск и повышало мобильность. В свою очередь, Белое движение проигрывало по всем вышеперечисленным пунктам.
Наводящие вопросы в данном случае могут выглядеть следующим образом.
- Сравните промышленные центры, которые контролировали большевики и белые. Кто из них имел преимущество?
- Сравните города и регионы (по численности населения), которые контролировали белые и большевики. Кто из них имел преимущество?
- Сравните (проанализировав плотность железных дорог и расстояния), у кого была более развита инфраструктура: у белых или у большевиков.
- Сделайте итоговый вывод, на чьей стороне остался «территориальный фактор».
На завершающем этапе задания предложите ученикам сделать вывод, насколько эти территориальные факторы победы, которые мы видим в результате анализа исторической карты, были существенными.
Особенно полезно посмотреть на эти факторы в сравнении с другими причинами победы большевиков или поражения белых в Гражданской войне, не связанными с территориями (например, отсутствие единства в командовании и идеологического единства в лагере белых). А далее — сделать финальный вывод, ответив на вопрос: «В какой степени на поражение белых повлияли территориальные факторы в сравнении с другими причинами?»
Автор Т. В. Перевезенцев, учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»
