Еще один необычный формат работы с картой – составление исторического портрета известных деятелей России с помощью атласа.
Как это работает на практике?
Учащимся предлагается связать личность выбранного деятеля с ключевые событиями его биографии, отраженными на исторической карте. Это могут быть путешествия, участие в военных действиях, культурные проекты и другие важные для их биографии события. Далее ученики отмечают эти события на карте и составляют отчет, который помогает понять не только биографию личности, но и ее влияние на исторический и геополитический контекст той эпохи.
Рассмотрим конкретный пример – составление исторического портрета Святослава Игоревича и представление результатов исследования в виде «журнала путешествий».
Для этого обратимся к карте «Образование Древнерусского государства (IX – X вв.). Походы Святослава» в атласе «История России. 6 класс».
На ней мы видим подробное изображение походов князя Святослава Игоревича, набеги печенегов на территорию Древнерусского государства. Чтобы достичь предметного результата – «составить исторический портрет известных деятелей отечественной истории», мы можем попросить учеников воспользоваться исторической картой в рамках домашнего задания.
Как она нам поможет?
Анализ походов Святослава Игоревича, рассмотрение того, что эти походы проходили практически всё его совершеннолетнее правление (на карте обозначены даты походов и видно, что он провёл в них практически всё своё правление, видно также, что умирает Святослав за пределами Древнерусского государства), а также указание на набеги печенегов в этот период, может помочь ученикам обозначить общие черты портрета князя Святослава Игоревича. На основании фактов о частых военных походах и набегах печенегов учащиеся смогут сделать выводы о целях и задачах, которые стояли перед Святославом Игоревичем.
Чтобы ученик во время этого домашнего задания не попытался просто найти необходимую информацию о Святославе Игоревиче в интернете, необходимо дать следующее условие: «Каждое утверждение о Святославе Игоревиче, которое ученик делает в рамках составления портрета князя, должно быть чётко аргументированно с помощью исторической карты».
Например, если ученик пишет – «Святослав Игоревич был воинственным князем, которого, интересовали военные походы», далее он должен доказать этот тезис с помощью карты, например – «На карте мы видим, что практически все годы своего совершеннолетнего правления Святослав Игоревич проводил в военных походах, которые не были оборонительными (судя по удалённости от территории Древнерусского государства), а носили завоевательный характер».
Без объяснений тезисов ответ ученика на задание не должен быть принят.
Можно упростить задачу ученику. Тогда, перед выдачей задания необходимо предоставить ему общую информацию о деятельности князя Святослава Игоревича. В таком случае задание потребует от ученика лишь доказательства уже сформулированных тезисов учителя с помощью исторической карты.
А теперь внесём в задание творческий компонент. После проделанной работы попросите учеников представить результаты своей работы, т.е. исторический портрет князя Святослава Игоревич в виде журнала походов, в котором он описывает свои цели, впечатления от мест, где он побывал, и трудности, с которыми столкнулся. Для описания целей можно использовать как собственные представления о возможных целях военных походов, так и данные учебника.
При этом важно сказать, что цели не обязательно должны совпадать с реальными целями князя. Пусть ученики фантазируют, как бы они поступили в таком случае, а на уроке учитель уже может высказать своё мнение, была ли такая цель у Святослава Игоревича в действительности. То же самое касается и других составляющих журнала – описания впечатлений от посещённых мест.
При этом хорошо ученикам получить какую-нибудь информацию в интернете о тех местах, которые посещал Святослав. Но так как они не могут знать, какое впечатление они произвели на Святослава, можно в этом моменте написать свои впечатления, учитывая, что речь идёт о человеке из X века. То же самое касается трудностей, с которыми сталкивался Святослав Игоревич.
Понятно, что задание, которое я представил, слишком большое для выполнения его за один перерыв между уроком. Оно требует серьёзной аналитической и творческой работы. Выхода здесь может быть два:
- Дать задание на несколько уроков, например на неделю.
- Дать задание группе учеников. В таком случае между людьми в группе будут распределены роли, кто-то будет работать с картой и составлять портрет по карте, кто-то будет составлять журнал Святослава. Так, ученики смогут распределить между собой обязанности и ускорить выполнение задания. Плюс второго варианта в том, что ученики развивают таким образом ещё и навыки работы в команде.
Автор: Т. В. Перевезенцев. Учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»