Для данного задания вам понадобятся:
- любая карта, которая часто встречается в ЕГЭ ( в примере мы будем рассматривать карту «Русско-турецкая война 1787-1791 гг.» из атласа «История России. 7-8 классы»)
- список объектов, которые составители могут спросить по этой карте.
Вот основные объекты, которые нужно знать к этой карте:
Сражения:
- Сражение у м. Калиакрия.
- Сражение у м. Тендра.
- Штурм Измаила.
- Штурм Очакова.
- Сражение при Рымнике.
Города:
- Севастополь.
- Измаил.
- Яссы.
- Очаков.
- Рымник.
Другое:
- Южный Буг.
- Днепр.
- Днестр.
- Мыс Калиакрия.
- Мыс Тендра.
- Территории, отошедшие к Российской империи по Ясскому мирному договору.
Этот список вы предоставляете ученикам вместе с картой.
Далее ученики должны найти на карте упомянутый объект, описать его местоположение, и к каждому- придумать вопрос, который они бы задали выпускникам, если бы они были составителями ЕГЭ.
Например:
- Укажите монарха, в правление которого шла война: Екатерина II.
- Какое сражение было под такой-то цифрой (например, Измаил).
- Был ли город под цифрой такой-то (например, Севастополь) основан в годы войны, показанной на схеме.
- Участвовал ли М. Кутузов в штурме Измаила?
Далее, на втором уроке, учитель может рассказать ученикам, какие вопросы из придуманных могут встретиться на ЕГЭ, а какие (скорее всего) никогда не встретятся. Так, ученики с помощью карты не только лучше усвоят основные события и объекты, которые спрашивают по этой теме в ЕГЭ, но и приблизятся к пониманию “глубины” экзамена. Условно, если ученик написал вопрос – “Был ли основан город Очаков в годы войны, указанной на карте?” или “Участвовал ли Николай Репнин в сражении при Рымнике?”, то учитель объяснит ученикам, что такие вопросы невозможны. Так как никогда ранее про Николая Репнина не спрашивали в ЕГЭ в контексте Русско-турецкой войны, как и дату основания крепости Очаков.
Как показывает практика, такая активность позволит ученикам сосредоточиться на самых важных объектах, личностях, событиях, которые спрашивают в ЕГЭ в заданиях по карте, и закрепить своё представление через анализ исторической карты.
Автор: Т. В. Перевезенцев. Учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»