Картографический диктант — это метод, который позволит ученикам развить навыки по поиску информации на карте, а учителям провести проверочную работу с помощью исторической карты. Чтобы сделать наш урок интереснее, добавим соревновательный момент: разделим класс на команды, которые будут соперничать, выполняя задания на скорость.
После разделения учащихся на команды учитель выдаёт каждой из них карточки. Что может быть написано на них? Если ваша цель подготовить учеников к ЕГЭ, то задания, которые вы загадываете, должны соответствовать именно ЕГЭ.
- Первый тип карточек предполагает ключевые слова, по которым ученики должны понять, о каком событии идёт речь, и затем указать его на карте. Например, на карточке указаны Зееловские высоты — значит, ученики должны установить, что речь идёт о Берлинской операции в годы ВОВ и указать её на карте. Можно загадать, к примеру, первое столкновение монголов и русских князей и написать на карточке «В этой битве участвовал Даниил Романович Галицкий» — тогда ученики должны отгадать Битву на реке Калке. Можно писать не только о событиях, но и о терминах, которые есть на карте. Например, по фактам отгадать, что речь идёт о том или ином племени восточных славян или о печенегах/половцах, о каком-либо государстве или о торговом пути.
- Второй тип карточек предполагает указание дат, например: на карточке может быть написано «5 декабря 1941 года», по ней ученики должны понять, что речь идёт о Контрнаступлении под Москвой.
Ещё раз подчеркну, указывайте только те факты и даты, которые полностью соответствуют ЕГЭ.
- Третий тип карточек предполагает цитаты из источников (подобные задания есть в ЕГЭ). Прочитав текст, ученик должен понять, о каком событии идёт речь, опираясь на маркеры в тексте. Например: «Слушал радиопередачу. Вчера состоялось торжественное собрание, посвящённое годовщине Октября. Сегодня состоялся парад частей Красной армии. Нет, я не ослышался. Это правда, правда! Парад перед лицом наступающего врага, в условиях, когда фашистские полчища рвутся в столицу. И там… выступил от имени ЦК партии и правительства товарищ Сталин. С трибуны Мавзолея великого Ленина, поздравляя воинов Красной армии, советский народ с 24-й годовщиной Октябрьской социалистической революции, Сталин призвал громить гитлеровских захватчиков, заявив о непоколебимой вере в победу. Значит, [город] стоит и стоит уверенно и стойко. Это всем нам придаёт много бодрости, удесятеряет наши силы». Отрывок приведён из демоверсии ЕГЭ 2025 г. В нём речь идёт тоже о Битве за Москву. Подобное задание помогает готовиться не только к работе с картой, но и к выполнению задания № 17, по Великой Отечественной войне.
- Четвёртый тип карточек может содержать цитаты из историографии, в которых историки рассуждают о тех или иных событиях. Например, О. А. Ржешевский: «Каковы же общие итоги …. …. и наступления советских войск во второй половине 1943 г.? «Великое советское наступление, которое началось летом 1943 г. под ….. и Орлом, — говорится в «Краткой истории Второй мировой войны», изданной военным министерством США в 1945 г., — продолжалось непрерывно до следующей весны, когда немецкие захватчики были полностью изгнаны из Южной России».
Можно придумать и другие карточки, например с подвигами, которые были совершены во время той или иной битвы, с отдельными интересными фактами и т. д., фантазия тут практически безгранична. Но мне представляется, что данные выше варианты карточек наиболее интересны, так как с одной стороны, позволяют запомнить и визуализировать с помощью карты основные события, необходимые для подготовки к ЕГЭ, а с другой стороны, развивают у учеников навыки анализа источниковедческого и историографического материала.
Кстати, подчеркну, что анализ источников и историографических материалов в этой игре тоже поможет готовиться к ЕГЭ, только уже не к заданиям по карте, а к заданиям по анализу текста. Ведь, участвуя в игре, ученики с помощью маркеров в тексте должны понять, о чём он, о каком событии идёт речь и затем найти это событие на карте.
- Пятый тип карточек позволит нам не только готовиться к заданиям по картам и текстам, но также отрабатывать задания второй части, например задание № 18, направленное на проверку причинно-следственных связей. В этих карточках мы пишем причины/последствия. Например: это событие способствовало объединению восточнославянских земель под властью Киевского князя, формированию единой древнерусской народности; способствовало улучшению отношений Древней Руси и Византийской империи; открывало для древнерусских князей возможность заключения различных династических браков с европейскими династиями. Речь идёт о Крещении Руси, т. е. ученик должен указать на карте город Корсунь/Херсонес. В том же ключе пишем и о причинах того или иного события.
- Шестой тип карточек можно назвать так «Свяжите с именами». Например: Дмитрий Боброк-Волынский, Владимир Андреевич Серпуховской. В этом случае ученик должен указать на карте Куликовскую битву. Эти карточки позволят отрабатывать ещё и задание № 5, где нужно связать события и имена.
Автор: Т. В. Перевезенцев. Учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»