Стихотворения – это «свидетели» времени, в которое они были написаны. Поэтому сегодня мы поговорим об интересном задании по истории, в котором ученикам предлагается по-новому взглянуть на известные стихотворения и использовать их, как ключ к пониманию исторических событий.
Для задания вам понадобятся атласы «История России. 9 класс» и «История России. 10-11 класс».
Первый этап: предложите ученикам заранее выбрать стихотворение одного из известных поэтов (например, А.Пушкина, А.Ахматовой, В.Маяковского, А.Вертинского, поэтов времени Великой Отечественной войны и др.). Важно, чтобы в стихотворении упоминалось какое-то место, событие или географическая особенность. Учащиеся должны изучить стихотворение, проанализировать его и узнать больше о месте или событии, о котором идёт речь.
Второй этап: ученик зачитывает стихотворение на уроке. Остальные ученики должны отметить на карте место, где происходит действие в стихотворение и назвать историческое событие, о котором идёт речь. Поэтому лучше найти стихотворения, по которым можно определить конкретное историческое событие или историческую эпоху. Например, Гражданская война или Великая Отечественная война, Отечественная война 1812 года и т.д.
Примеры известных стихотворений: «Бородино» М. Лермонтов, «То, что я должен сказать» А.Вертинский, «Медный всадник» А.Пушкин, «Бабий яр» Е.Евтушенко, «Чёрное море» Ф.Тютчев и др.
Третий этап: По желанию, на следующем уроке можно обсудить с учениками восприятие исторических событий и периодов в стихотворениях в разное время. Это обширная тема, которая может стать интересной основой для продуктивной дискуссии в классе.
Автор: Т. В. Перевезенцев. Учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»