Как известно, важнейшим фактором победы что Севера, что большевиков был территориальный фактор:
- обе стороны контролировали наиболее развитые в экономическом отношении районы с крупными промышленными центрами и городами;
- обе стороны контролировали населённые районы с большей плотностью населения, что позволяло им проще проводить мобилизацию;
- обе стороны обладали лучшей инфраструктурой, что улучшало снабжение войск и повышало мобильность.
Чтобы ученики смогли визуализировать и отличия сторон в конфликтах, и преимущества победивших сторон, давайте посмотрим на картографический материал. Тут нам понадобится сразу 4 карты:
- «Гражданская война в США (1861–1865 гг.)» (атлас «Всеобщая история. 9 класс»);
- «Социально-экономическое развитие США в XIX веке» (атлас «Всеобщая история. 9 класс»);
- «Гражданская война и иностранная военная интервенция 1918–1922 гг.» (атлас «История России. 10–11 классы»);
- «Экономика советских республик в 1920–1926 гг.» (атлас «История России. 10–11 классы»).
Теперь ученикам нужно задать такие вопросы, чтобы ответы (после анализа карты) привели их к вышеперечисленным выводам о причинах победы северян/большевиков.
Список вопросов
- Какие штаты и регионы находились под контролем северян/большевиков на момент начала Гражданской войны? Какие экономические и промышленно развитые центры были в этих регионах? Ученики должны найти на карте промышленные центры и отметить, какие из них находились под контролем северян/большевиков. Это поможет им понять, как контроль над промышленностью повлиял на снабжение и мобилизацию.
- Какова была плотность населения в регионах, контролируемых северянами/большевиками, по сравнению с регионами под контролем врага? Как это могло повлиять на возможности мобилизации войск? Ученики должны изучить карту и сравнить плотность населения. Это позволит им увидеть, что северные штаты имели больше ресурсов для мобилизации, что стало преимуществом для армии Союза. Аналогичный вывод и для Гражданской войны в России.
- Какие транспортные и инфраструктурные объекты (железные дороги, порты) находились под контролем северян/большевиков? Как это влияло на снабжение и передвижение войск? Ученики изучают карту транспортной сети и отмечают, какие узлы и пути сообщения были под контролем северян/большевиков.
- Сделайте вывод, какие сходства и различия можно найти, обсуждая территориальные преимущества северян и большевиков в годы Гражданской войны в США и в России. Предположите, почему эти преимущества могли повлиять на их победу в военном конфликте и насколько это влияние было существенным.
Автор Т. В. Перевезенцев, учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»