Создание комикса по периоду раздробленности
Давайте рассмотрим карту «Русские земли в XII — начале XIII вв.» (см.: с. 12 атласа «История России. 6 класс» / с. 6 атласа «История России с древнейших времён — начало XXI века. 6–11 классы»), на которой обозначены русские княжества в период раздробленности, и предложим ученикам следующий алгоритм действий.
Сначала делимся на несколько команд. Оптимально, если их будет 2–3, чтобы каждая из команд «получила» собственное княжество для работы. С учётом содержания программы лучше всего выбрать Новгородскую Русь, Владимиро-Суздальскую Русь и Галицко-Волынскую Русь — о них в учебнике дано больше всего информации относительно рассматриваемого периода. Далее — распределяем роли внутри команды.
Первая роль заключается в том, что ученик(ки) должен(ы) считать информацию с карты и ответить на следующие вопросы:
- Какие минусы и плюсы есть у его княжества, исходя из географического положения?
- Какие соседи окружают его княжество?
- Какие внешнеполитические угрозы его княжеству существуют, исходя из карты?
На этом этапе ученики будут не только развивать навыки по работе с исторической картой и анализу исторического источника (которым в данном случае и выступает карта), но и смогут познакомиться с различными особенностями развития наиболее важных территорий бывшего Древнерусского государства.
Вторая роль в команде заключается в том, чтобы на основе информации, которую собрала первая группа, ответить на следующий вопрос:
Достаточно ли князья использовали все географические преимущества княжества, и насколько успешной была их внешняя политика?
Предложите ученикам пофантазировать о том, что они изменили бы в реальной политике князей для улучшения положения своего княжества, учитывая параметры (расстановка сил, соседи и угрозы), которые описала первая группа. В этом и будет заключаться важнейший компонент, развивающий творческое мышление в данном задании.
Третья роль в команде заключается в том, чтобы сформулировать и представить выводы, сделанные первыми двумя группами.
Оформить эти выводы следует в виде комикса, что добавит ещё больше творческого компонента в данное задание.
Героем комикса будет правитель княжества, которое команда выбрала для своего исследования. В этом комиксе правитель обсуждает с дружинниками, возможно, купцами, или представителями других княжеств, сильные и слабые стороны своего княжества, соседей, угрозы, существующие для его княжества, а в конце подводит итоги своей политики и оценивает её эффективность, предполагая, что можно было бы изменить. Т. е. в игровой форме, в виде комикса, мы предлагаем презентовать результаты проведённого учениками исследования.
На примере подобного задания мы видим, как исторический атлас способствует развитию у учеников навыков совместной деятельности и организации этой деятельности, так как ученики будут должны сами, без помощи учителя, распределить роли в команде. От правильности этого разделения и учёта сильных сторон каждого представителя команды зависит итоговый результат. Кроме вышеперечисленного, подобное задание будет развивать навыки творческого мышления, поскольку ученикам придётся не только взять на себя роль древнерусских князей, но и переработать полученную в результате анализа историческую информацию, представив её в виде комикса, т. е. упростить полученные выводы и рассказать о них современным и понятным языком.
Автор: Т. В. Перевезенцев. Учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»