Вовлеченные в образовательный процесс ученики – залог быстрого усвоения информации на уроках истории!
Поэтому мы разрабатываем новые форматы занятий с исторической картой, которые помогут детям по-новому взглянуть на события, погрузиться в них, развить аналитические и творческие способности. К таким, например, можно отнести задание «Поставь себя на место исторической личности». Рассмотрим его подробнее.
Задание: поставьте себя на место князя Святослава Игоревича и расскажите, в каком направлении вы хотели бы совершать военные походы? С какой частотой вы хотели бы их совершать? Свой ответ аргументируйте, используя историческую карту – объясните вашу мотивацию, исходя из данных карты и дополнительного материала, например, знаний, полученных из учебника или на уроках истории.
Подобное задание развивает сразу несколько различных навыков. Историческая карта в данном случае выступает в качестве вспомогательного, но важного инструмента. По карте ученик может определить, куда было бы выгоднее совершить военный поход, исходя из анализа, например, таких условных обозначений, как торговые пути (контроль за торговым путём всегда выгоден для государства), или анализируя расположение географических объектов на карте (например, контроль за местом впадения Дуная в Чёрное море позволил бы отслеживать важные торговые потоки, к чему отчасти и стремился Святослав).
В тоже время ученику придётся оценивать риски: если государство слишком сильное (например, Византийская империя), то не стоит рассчитывать на успешное военное столкновение с ним; как и учитывать фактор кочевников (который не учёл Святослав, практически ничего не сделав для защиты Древнерусского государства от печенегов, его ошибки исправит князь Владимир, который активно будет строить змиевы валы — укрепления, сокращающие время подхода печенегов к Киеву).
Чтобы ученику было легче справиться с заданием, учитель должен обозначить важность учёта таких факторов, как «торговые интересы», «риски столкновения с сильным соперником», «защита государства от кочевников» и т. д.
Таким образом, рассматриваемое выше задание развивает у учащихся многочисленные навыки — анализ исторической карты, творческое мышление, навык аргументации, аналитические способности и т. д.
Автор: Т. В. Перевезенцев. Учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»