Интересный формат работы с исторической картой – это создание линии времени. Сегодня рассмотрим его на примере двух вариантов заданий, которые вы можете предложить ученикам на уроках или в качестве домашнего задания.
Этап № 1
Задание: учитель предлагает ученикам создать в тетрадях временную линию, используя карту, посвящённую событиям революции 1917 г. и гражданской войны в России. Задача учеников заключается в том, чтобы найти на карте максимальное количество событий и расположить их в тетради в хронологической последовательности с указанием места, где происходило каждое событие.
Для этой работы нам понадобятся следующие карты из нашего атласа: «Россия в феврале – октябре 1917 г. Установление советской власти» и «Гражданская война и иностранная интервенция в 1918–1922 гг».
Этап № 2
На втором этапе немного усложним задания, чтобы дети могли учиться не только анализировать карты, но и развивать критическое мышление, выражать собственную точку зрения. Попросите учеников выделить из подготовленного ими списка два ключевых события, которые, по их мнению, повлияли на итоговый результат гражданской войны. То есть условно ученики должны будут указать успешное контрнаступление РККА против сил ВСЮР в 1919 г., которое переломило ход Гражданской войны, и аргументировать своё мнение.
Можно придумать и другой вариант развития второго этапа. Попросите учеников найти ошибки в действиях командования Белой армии. Какое из выписанных учениками событий, относящееся к действиям Белой армии, они считают неверным. Тут ученики, например, могут указать, что А. И. Деникин, командующий ВСЮР, напрасно повёл войска на Москву вместо того, чтобы развивать наступление в сторону соединения с армией А. В. Колчака. Могут быть приведены и другие варианты.
Второй этап можно не использовать, ограничившись первым этапом задания. Второй этап также можно предоставить ученикам в качестве домашнего задания.
Автор: Т. В. Перевезенцев. Учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»