Задания по карте — группа заданий, которая в первой части ЕГЭ является одной из самых сложных. Для многих выпускников трудно ориентироваться на карте. И на это может быть связано с недостатком знаний по географии.
У этих заданий есть свои плюсы и минусы. Плюс в том, что каждый год карты на ЕГЭ практически одни и те же. Никаких новых материалов составители не делают, они тасуют несколько десятков карт из года в год. За все годы ЕГЭ встречалось 84 разные карты, причём это карты не только с реального ЕГЭ, но и из сборников Артасова.
Опытный преподаватель, конечно, знает, какие карты используются на ЕГЭ. Поэтому прорешать за год 84 материала ему не составит никакого труда. Таким образом, это огромный плюс — мы точно знаем, что попадётся нашим выпускникам.
Кстати, в действительности из этих 84 карт обычно попадаются только самые популярные. Например, так выглядит список карт с ЕГЭ 2023 года. Согласитесь, все они довольно простые:
- Походы Святослава
- Монгольское нашествие х2
- Походы Александра Невского
- Ливонская война х3
- Смута х2
- Восстание Богдана Хмельницкого
- Восстание Степана Разина
- Азовские походы Петра
- Русско-турецкая война 1735–1739 годов
- Семилетняя война
- Русско-турецкая война 1768–1774 годов
- Бородинская битва (схема)
- Отступление армии Наполеона из России
- Крымская война (черноморский и кавказский театры военных действий)
- Русско-турецкая война 1877–1878 годов
- Русско-японская война
- Великое отступление русской армии 1915 года х2
- Наступление гитлеровских войск в 1941 году х2
- Контрнаступление в конце 1942 года (от Воронежа до Кавказа)
- Операция «Багратион»
- Берлинская операция
Какой ещё плюс у этих заданий? Их решение — это просто навык, а любой навык можно развивать через практику. Поэтому, если выпускник обладает необходимыми знаниями и прорешал все нужные карты, никаких проблем возникнуть не должно.
Что ещё важно понимать? Как и с другими заданиями, мы знаем, что каждая карта обладает своими маркерами, которые необходимы для её анализа. Ещё раз: к каждой карте есть список того, что по ней спрашивают, и это, как правило, самые общие знания. Хотя иногда попадаются интересные вопросы.
Например: когда был первый поход русов на Константинополь? (Тут главное не написать, что во время правления князя Олега, потому что имеется в виду поход 860 года.) Но подобные вопросы, скорее, редкость на ЕГЭ, обычно всё гораздо банальнее.
Главное, что нам нужно объяснить ученикам, и в чём как раз нам помогут исторические атласы издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», — это уметь выделять в карте маркеры, которые позволяют понять, к какому периоду относится карта, потому что без этого невозможно ответить на вопросы к ней. С помощью атласов также удобно отрабатывать задание № 11, которое не требует от выпускника никаких знаний, а требует лишь внимательного прочтения карты.
Что такое маркеры на карте? Условно, если вы видите на ней город Путивль — значит, с большой вероятностью речь идёт о Смутном времени, потому что этот город связан с событиями именно этого периода. В остальные исторические периоды никаких важных событий в Путивле не происходило. И таких маркеров много, нужно просто научиться их видеть. Среди популярных маркеров могут быть названия городов (например, Царицын/Сталинград), рек (Урал/Яик), стран, границы государств, места сражений, расположения фронтов, походов князей и т. д.
Как тренировать навык работы с картой для решения заданий ЕГЭ, связанных с исторической картой, на уроках истории в старшей школе. Пример урока / домашнего задания.
Данный вариант поможет нам подготовить учеников не только к работе с исторической картой, но и к другим заданиям ЕГЭ. Даже из второй части, например, к заданию № 18, направленному на проверку причинно-следственных связей. Что мы делаем?
Раздаём ученикам следующие карточки.
1. Факты. В этих карточках мы пишем факты о каком-либо событии.
Например:
- Это первое столкновение монголов и русских князей.
- В этой битве участвовал Даниил Романович Галицкий.
(Факты должны быть именно те, которые нужно знать для ЕГЭ.) Факты можно писать не только о событиях, но и о терминах, которые есть на карте. Например, по фактам отгадать, что речь идёт о том или ином племени восточных славян или о печенегах/половцах, о каком-либо государстве или о торговом пути.
2. Причины/Последствия.
Например:
- Это событие способствовало объединению восточнославянских земель под властью киевского князя, формированию единой древнерусской народности.
- Это событие способствовало улучшению отношений Древней Руси и Византийской империи.
- Это событие открывало для древнерусских князей возможность заключения различных династических браков с европейскими династиями.
(Речь идёт о Крещении Руси, то есть ученик должен указать на карте город — Корсунь/Херсонес). То же самое пишем про причины.
3. Свяжите с именами.
Например, Дмитрий Боброк-Волынский, Владимир Андреевич Серпуховской. Тогда ученик укажет на карте Куликовскую битву.
Автор: Т. В. Перевезенцев. Учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»