Организация фенологических наблюдений в природе — это важный аспект учебного процесса, способствующий развитию у учеников наблюдательности, аналитического мышления, бережного и внимательного отношения к природе. Фенология изучает сезонные изменения в природе и те явления, которые связаны с изменением времени года. Это может включать наблюдение за цветением растений, миграцией птиц, изменениями в поведении животных и многими другими природными событиями.
Цели фенологических исследований
Наблюдение за природными циклами: Ученики смогут понять, как изменяются природные процессы с приходом разных времен года. Например, какие цветы начинают цвести весной, или когда птицы возвращаются с юга.
Сравнение с календарем: Исследуя фенологические события, ребята могут соотнести эти явления с календарными датами, что поможет им лучше осознать изменение времени года и его влияние на природу.
Развитие навыков наблюдения: Ребята научатся фиксировать результаты своих наблюдений, записывать их и анализировать. Это помогает в развитии критического мышления.
Для организации фенологических наблюдений в природе вы можете использовать материал с практической работой по географии для 5 класса от Елены Сергеевны Гордополовой – методиста издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», учителя географии в ГБОУ Цифровая школа и ЧОУ СОШ «ЛАД», лауреата конкурса «Учитель года Москвы — 2016».
С помощью данного материала ученики:
- вспомнят, что такое погода, и каковы ее признаки;
- узнают, как можно отследить изменения этих признаков;
- оформят наблюдение в виде таблицы;
- примут участие в групповом обсуждении наблюдений;
- научатся делать выводы.
Для подготовки материала автор использовал наш атлас «География. 5 класс», который поможет детально проработать с учениками данную тему.
Автор: Е. С. Гордополова. Учитель географии, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»