Для выполнения задания вам понадобится карта «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» из атласа «История России. 10–11 классы».
В наших атласах Великая Отечественная война представлена в виде двух карт, которые освещают разные периоды войны — 1941–1942 гг. и 1943–1945 гг. Для выполнения этого задания можно взять любую из них.
Задача ученика состоит в следующем: по исторической карте необходимо составить дневник солдата, который прошёл из пункта А в пункт Б, например от Сталинграда до Берлина (или любой другой точки). Так ученик проследит основные военные операции, которые видны на исторической карте, и построит путь солдата в годы Великой Отечественной войны, описывая ключевые операции.
Например, если взять за точку отсчёта Сталинградскую битву, то затем ученик должен будет описать участие солдата в Курской битве, затем в форсировании Днепра, освобождении Левобережной Украины и т. д. Чтобы ученик лучше усваивал необходимую информацию, попросите его каждый раз отмечать:
- войска какого фронта действовали на том или ином направлении;
- начало и конец наступательных операций;
- командующих армиями, которые принимали участие в операции.
Попросите ученика сделать акцент на проблемах, которые возникали у советской армии во время тех или иных операций. Эту информацию невозможно почерпнуть только из исторической карты, поэтому следует дать ученику для выполнения задания дополнительный материал в виде текста учебника или различных отрывков из историографических работ по теме.
Это задание довольно объёмное, поэтому советуем дать основную часть ученикам в рамках домашнего задания, чтобы у них был свободный доступ к необходимой информации (помимо исторической карты). На уроке же следует рассмотреть и обсудить сделанные учениками работы.
Чтобы в задании максимально реализовывался потенциал исторической карты, обязательным условием должна быть максимальная привязка к местности. Ученик должен чётко проследить путь солдата от одного города к другому, описать, какая армия действовала, в какой период и на каком участке фронта и т. д.
Можно дополнительно дать карту по физической географии, чтобы ученик смог соотнести продвижение советских войск с природными особенностями ландшафта местности и проследить, какие проблемы и преимущества давал ландшафт в рамках той или иной операции.
Автор Т. В. Перевезенцев, учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»