В рамках изучения Отечественной войны 1812 года учителя могут использовать необычный формат задания, который трансформирует урок в интересный практикум по стратегии и командной работе.
Его суть заключается в разработке плана обороны против армии Наполеона с использованием исторических атласов и информации о ключевых сражениях.
Какие преимущества есть у данного формата:
- Задание помогает достичь метапредметного результата «Выявление проблемы, составление плана действий и выбор способа решения».
- Работа в командах развивает коммуникацию, распределение ролей и коллективную ответственность — идеально для подготовки к проектной деятельности.
Ход задания
Сначала делим класс на команды и даём задание: «Разработать план обороны против армии Наполеона, используя карту и информацию о ключевых сражениях».
Для задания вам понадобится карта «Отечественная война 1812 г. Вторжение войск Наполеона в Россию» из атласа «История России. 9 класс».
Далее предложите ученикам проанализировать информацию и сделать выводы:
- о соотношении сил войск Российской империи и Франции к началу войны;
- о боевой готовности войск Российской империи и войск Франции (с оценкой преимуществ каждой армии);
- о целях Наполеона (здесь важно сделать акцент на том, что Наполеон не собирался завоёвывать Российскую империю, брать Москву и т. д., его задачи были совершенно иными);
- о рисках Наполеона в войне (т. е. поговорить о рисках войны на чужой территории и о плюсах русской армии, которая воевала на своей территории, о снабжении, возможной партизанской борьбе и т. д.).
Чтобы выполнить это задание, ученики должны обладать историческими знаниями по теме. Поэтому домашним заданием к этому уроку следует дать для ознакомления отрывки из литературы, где будут приведены ответы на поставленные вопросы.
После того как команда выявила проблему и пришла к правильному выводу, что встречать Наполеона на границе не представляется возможным, начинается творческая работа. Желательно не сообщать ученикам до задания о реальной тактике, которую выбрало в этой войне русское командование, чтобы они могли пофантазировать сами.
На втором этапе задания ученики должны составить план действий. Он будет включать в себя план обороны и контрнаступления, а также конкретные меры (решения). Примерный список вопросов, на которые ученики должны ответить:
- Куда русским войскам нужно отступить?
- Какие города нельзя сдавать?
- Где лучше дать генеральное сражение?
- В какой момент и где лучше провести контрнаступление?
- Какие действия можно предпринять, чтобы остановить Наполеона, помимо использования регулярной армии? Например, разжигание партизанской войны, уничтожение запасов и т. д.
Главным условием оценки должна быть аргументация ответа.
Далее вы можете выбрать один из вариантов задания. Более простой — следовать за реальными действиями русских войск по исторической карте и объяснить, почему был выбран такой путь. Например, почему они выбрали дать первое сражение у Смоленска, а затем отступать до Москвы, но дать сражение при Бородино, а затем сдать Москву.
Второй вариант — предложить ученикам альтернативный вариант развития, т. е. дать первое крупное сражение не у Смоленска и отступать не к Москве. И аргументировать, почему, с их точки зрения, такой вариант более выигрышный.
Целесообразнее всего разделить это задание на два урока + домашнее задание между ними. На первом уроке учитель обсуждает с учениками вопросы первого этапа, даёт литературу для анализа. Дома ученики в командах выполняют второй этап. На втором уроке — презентация результатов работы и дискуссия.
Автор Т. В. Перевезенцев, учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»