Один из важных аспектов подготовки к ЕГЭ — это освоение навыка работы в исторической карте с помощью маркеров. Они представляют собой обозначения, которые позволяют определить ключевые объекты, территории или события, связанные с историческим периодом. Маркеры помогают ученикам определить, к какому периоду относится данная карта, не зная сам период. И если дети владеют этим анализом, то им останется только ответить на вопросы к карте, что упрощает процесс выполнения задания.
И этот навык важно и нужно тренировать! Для этого вы можете использовать следующие методические приемы.
- Попросите учеников представить, что на карте отсутствуют какие-либо даты и указания на исторический период (название карты).
- Попросите учеников выделить на карте те события, которые точно позволят определить, к какому периоду относится карта.
Например, ученики могут сказать – на этой карте мы видим бои в районе Сталинграда. Это говорит о том, что речь идёт о Великой Отечественной войне, а точнее – о 1942 – 1943 годах. Именно в этот период происходили бои за Сталинград.
Другой вариант: анализируя карту по Гражданской войне, ученики могут обратить внимание, что наступление происходит с Юга России. Это говорит о том, что речь идёт о наступлении А. И. Деникина и ВСЮР, так как в других военных конфликтах XX века с Юга России в центр никто не наступал.
Обратите внимание учеников на то, что если на карте обозначены города, в которых происходили какие-то важные события, связанные с конкретным историческим периодом, то они тоже могут являться маркерами.
Не забудьте сделать акцент на названиях городов (например, название города Царицын говорит о событиях Гражданской войны, так как впоследствии он был переименован в Сталинград). Как маркер также можно использовать границы и названия государств. По ним также можно легко понять период, к которому относится карта.
Автор: Т. В. Перевезенцев. Учитель истории, методист издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»